Почему тренеры всегда кричат на спортсменов: откровенное интервью с мастером спорта России по художественной гимнастике
Почему тренеры всегда кричат на спортсменов: откровенное интервью с мастером спорта России по художественной гимнастике
Читайте также:
- Школе №18 присвоят имя Героя России летчика Александра Антонова (25.10.2024 10:03)
- Деревья будут спасены, а пушистики накормлены: акция по сбору макулатуры от СББЖ успешно завершилась (25.10.2024 12:02)
- «Ночной кошмар в Волгодонске»: шум становится проблемой для горожан (24.10.2024 20:05)
В рубрике «Лица города» откровенное интервью с матером спорта России и тренером по художественной гимнастике Елизаветой Акишиной.
Почему на соревнованиях гимнасткам нельзя смеяться и даже улыбаться? Какой самый большой страх у нарядных спортсменок перед выходом на ковер? Правда ли, что гимнастки почти ничего не едят? Может ли ребенок успешно учиться в школе, занимаясь по несколько часов в день художественной гимнастикой? А почему тренеры всегда кричат на спортсменов? На эти и другие каверзные вопросы в рубрике «Лица города» ответила мастер спорта России по художественной гимнастике, очаровательная волгодончанка, 19-летняя Елизавета Акишина.
Ее история о том, что гимнастика — это не только про изнурительные тренировки, диеты и самодисциплину, но и про настоящую дружбу, искреннюю поддержку и, конечно о постоянном развитии и таком незабываемом вкусе победы. А еще о том, что если у маленькой девочки есть бабушка, которая верит в нее и мечтает сделать из нее мастера спорта, то она уже на правильном пути!
В гимнастику Елизавета пришла в три года с небольшим. С тех пор не раз становилась участницей различных соревнований: от городских до всероссийских. Сейчас она мастер спорта России, учится заочно в университете на тренера по художественной гимнастике, и уже сама тренирует малышей в СК «Олимп». Ее усердные ученицы уже завоевывают призовые места, а Лиза гордится каждым их успехом. Она считает, что начинать заниматься гимнастикой нужно с самого раннего возраста, и безмерно благодарит свою бабушку, за то что когда открыла ей дорогу в спорт.
Елизавета, расскажи о себе, ты коренная волгодончанка?
- Я родилась в городе Астрахань. В Волгодонск мы переехали, когда мне было около года.
Во сколько лет ты начала заниматься гимнастикой?
- Я пришла в гимнастику в возрасте 4 лет, даже раньше, мне было 3 года 9 месяцев.
Это было твое желание, или родители так решили?
- Это была инициатива моей бабушки, у ее знакомой внучка занималась гимнастикой, и бабушка посоветовала моей маме тоже отдать меня на гимнастику. Так мама и привела меня в гимнастику.
Трудно было в таком маленьком возрасте заниматься настоящим спортом?
- Какими были мои первые тренировки, я даже не помню, если честно. Но четко помню свои первые соревнования. Это было в городе Морозовск. Мы выступали с индивидуальным упражнением без предмета, мне было тогда 6 лет. Меня выводила мой тренер Марина Павловна, я тогда очень плохо знала танец, путалась, но смогла собраться и выступила довольно неплохо.
Много различных соревнований было в твоей жизни?
- Да, было очень много соревнований: это и Всероссийские, и региональные, и областные, и городские.
А в какой школе ты училась?
- Я училась в школе №22.
Занятие гимнастикой влияло на твою учебу, или, может быть наоборот, учеба влияла на гимнастику?
- Не могу сказать, что гимнастика сильно влияла на мою учебу, я всегда успевала и в учебе, и в гимнастике. Но вот в пятом классе у меня четверка по физкультуре. Я не знаю, почему, но мне всегда тяжело давался бег. Из-за этого учитель мне постоянно ставил четверки. А потом учитель физкультуры узнал, что я кандидат в Мастера Спорта, и исправил мне оценку. В аттестате по физической культуре у меня — пять.
Какое соревнование для тебя было самым важным, самым ответственным?
- Я всегда очень ответственно подходила ко всем соревнованиям, любому соревнованию всегда предшествовала долгая и усердная подготовка.
Расскажи о своем тренере.
- Мой тренер — Марина Павловна Стаценко. Я у нее тренируюсь с самого начала, с четырех лет по нынешнее время. Сейчас она является моим наставником, мы с ней коллеги. Она для меня - пример для подражания. Она строгая, но очень справедливая.
Как ты считаешь, от тренера в гимнастике зависит многое? Или от ребенка тоже многое зависит?
- В гимнастике очень многое зависит как от тренера, так и от самого ребенка. Если, например, у ребенка нет желания, то ничего не получится, каким бы хорошим не был тренер.
Я знаю, что в твоей семье гимнастикой занимаешься не только ты, расскажи об этом.
- У меня есть две младшие сестры. Первая, естественно, на гимнастику пошла я, следом за мной пошла средняя сестра Катя, но у нее с гимнастикой не задалось, она ушла в рисование. А младшая сестра до сих пор занимается, ей уже 11 лет, она имеет первый спортивный разряд.
У вас вся семья спортивная или только дети?
- Моя мама тоже занималась в детстве спортивной гимнастикой.
Расскажи о своей семье.
- Моя семья — это моя мама, отчим и две сестры. Мама работает в Департаменте труда и социального развития, а отчим работает в Фонде социального страхования. Одна сестра моя учится в девятом классе, вторая — в пятом. Наша семья очень дружная. Конечно, бывают иногда разногласия, но мы их быстро решаем.
Скажи, а у тебя есть парень?
Что для тебя значит гимнастика?
- Для меня гимнастика - это уже образ жизни. И теперь по совместительству еще и моя работа. Окончив 9 класс в школе, я поступила в Волгодонский педагогический колледж на хореографа. Отучилась в колледже 4 года, в этом году окончила и поступила в Кубанский Государственный Университет физической культуры, спорта и туризма на тренера по художественной гимнастике на заочное отделение. И уже сейчас я тренирую детей у меня дети младшего возраста (2019-2020 годов рождения). Есть даже одна девочка 2021 года рождения. Кстати, лучше всего отдавать деток в маленьком возрасте. Где-то в три-четыре года.
Неужели таких малышей можно чему-то научить?
- Они уже выступают в групповом упражнении. Завтра у нас будут соревнования, и они тоже будут выступать.
А бывает такое, что малыши капризничают на занятиях?
- Когда дети приходят совсем маленькими, они могут примерно еще полгода или год вести себя немного балованно, но потом появляется дисциплина. Причем, чем раньше приходит ребенок, тем быстрее он привыкает к дисциплине.
Какие чувства ты испытываешь, когда твои ученики добиваются результатов?
- Конечно, очень горжусь, когда они занимают призовые места. Своей сестрой тоже очень горжусь.
Расскажи, какие соревнования с твоим личным участием как спортсменки, запомнились тебе больше всего?
В Волгодонске однажды проходили соревнования, это был открытый чемпионат по гимнастике «Краса Дона», который проходит у нас ежегодно. Мы тогда выступали по первому разряду, с мячами, обручами и булавами.
В поселке Зимовники были соревнования однажды. Это был «Зимний кубок», я выступала с личным упражнением, я выступала с обручем и мячом. Не все тогда получилось, были ошибки, но над ними мы потом поработали.
Однажды соревнования у нас проходили в городе Тула, мы тогда ездили выполнять КМС, я очень переживала, была очень трудная дорога. Мы ехали в Тулу на машинах, тяжеловато было. И там было очень холодно, совсем не так, как у нас. Из-за смены климата было непросто. Но мы справились, у нас все получилось тогда. Мы выступали с обручами и с лентами. В тот раз мы не зашли на пьедестал, но получили звания кандидатов в мастера спорта.
А как-то раз у нас были онлайн соревнования, они проходили в 2021 году, мы выступали тогда уже по программе мастеров спорта. Было очень непривычно выступать онлайн, нет ни зрителей, ни соперников. Атмосфера совсем не такая как на соревнованиях. Было ощущение, как-будто ты просто пришел на тренировку. Мы пришли, размялись, у нас лежал ковер, стояла камера, мы вышли, выступили и заняли третье место. Я даже не поняла, что это были соревнования, как обычный прогон на тренировке.
Как ты получила звание мастера спорта России?Чтобы получить звание Мастера спорта России, мы должны были войти в тройку на областных соревнованиях и в десятку на Всероссийских. Так я и получила Мастера спорта.
Расскажи, чем ты занимаешься в свободное время?
Когда я училась в школе, Все свое свободное время занимали уроки. Я приходила из школы, делала уроки, потом шла на тренировку. Тренировки у нас проходили по 4 - по 5 часов, иногда были утренние тренировки, когда мы готовились к соревнованиям. Тогда мы приходил в зал рано утром, потом шли в школу, после школы снова шли на тренировку и так часов до восьми вечера. А уже вечером садилась за уроки, доделывала. Особенно тяжело было в 7-8 классах, когда появились такие предметы как физика, химия. Из-за соревнований много пропускала, и потом приходилось все это наверстывать самостоятельно. Изучала программу, долго сидела за учебниками.
Школу в итоге ты успешно окончила?
Да, я окончила школу без троек.
Какой ты видишь себя через десять лет?Я вижу себя через 10 лет успешным тренером, у меня будет муж и детки.
Если будут дочки, отдашь их в гимнастику?
- Да. Я считаю, что каждой девочке необходимо заниматься гимнастикой. Это очень красиво, грациозно. Гимнастика — это и про осанку, и про фигуру. У нас все девочки очень стройные, подтянутые с красивой осанкой. Поэтому я всем советую приходить на художественную гимнастику.
А правда говорят, что гимнастки должны мало кушать, а сладкое и вовсе под запретом?
- Конечно, приходится отказываться от сладкого, от булочек. Кому-то повезло, если хороший метаболизм, но в основном приходится соблюдать диету, главное — правильное и сбалансированное питание.
То есть, если на гимнастику пришла трехгодовалая малышка, то в ее детстве сладостей не будет?
- Почему же, будет! Сладкое можно есть, например, на завтрак и не очень много. На ужин, конечно, сладости есть нежелательно.
Какой самый большой страх у гимнасток на соревнованиях?
- Самое страшное — это выйти на ковер. В голове очень много мыслей всяких разных. Потом соберешься, встанешь в точку, и волнение проходит.
Где выступать легче? В родном зале или на выезде?
И там, и там страшно. Мне всегда было страшно выступать, даже сели это контрольная тренировка, контрольный прогон.
Какой инструмент в художественной гимнастике самый сложный?
Лента и скакалка. Лента очень легко путается, тяжело с ней справиться. Со скакалкой тоже есть сложности. Но у нас сейчас скакалки нет в выступлениях. Только обруч, мяч, булавы и лента.
Вот это лента, я ее не очень люблю, она у меня постоянно путалась, за ней нужен особый уход, ее нужно крахмалить всегда перед соревнованиями, гладить. Но зато на соревнованиях она смотрится очень эффектно. У девочек до мастеров длина ленты составляет 5 метров, а у мастеров — 6 метров.
Это булавы, они мне тоже не очень нравились, они очень больно бьют по рукам, их тяжело ловить, могут выпадать из рук. Но с ними удобнее работать.
Ты их приручила?
- Да, с булавами у меня всегда чистые прогоны были.
Это обруч — первый предмет, который мы берем в руки. С обручем у нас сейчас уже выступают девочки с 2018 года рождения. Для меня это был самый легкий предмет. Его сложность в том, что когда он улетает, он может далеко укатиться. Обручи у всех гимнасток всегда красиво обмотаны в разные цвета под купальник.
Это мяч, у меня всегда все получалось с мячом на соревнованиях. Но он тоже очень легко может укатиться далеко за ковер.
А что делать, если мяч укатился во время выступления?
- Брать запасной предмет. На соревнованиях всегда есть запасной предмет.Это скакалка — предмет, который есть у каждой гимнастки. Это моя скакалка, с которой я выступала в индивидуальном упражнении, мне ее подарила Марина Павловна. А сейчас это скакалка моей сестры. Мы на ней прыгаем, бросаем ее, делают переброс, со скакалкой много чего можно сделать. Раньше были даже упражнения со скакалкой, и групповые, и индивидуальные. Но сейчас такого нет.
Какой твой любимый предмет?
- Мяч, я всегда очень любила мяч.
А есть какие-то приметы, в которые верят гимнасты?
- У нас практически у всех гимнасток есть свой талисман, который мы перед выходом целуем. У меня это маленькая плюшевая свинка.
А еще есть такая примета, что мы никогда не смеемся и не улыбаемся на соревнованиях. Говорят, если улыбаться или смеяться, значит, все пойдет не по плану, плохо выступим и потом будем плакать.
Когда спортсменки испытывают самую большую радость: когда оглашают высокие результаты или когда ты заканчиваешь выступление и понимаешь, что все получилось?
Когда выходишь с ковра и понимаешь, что сделал все чисто — тогда и испытываешь самую большую радость.
Почему в художественной гимнастике тренера всегда так громко кричат?
Это не только в художественной гимнастике. Во всех видах спорта тренера громко разговаривают и кричат, потому что зал, как правило, очень большой, в зале шумно и детей очень много, всегда громко играет музыка. Это не злость и агрессия, это просто, чтобы дети услышали.
Скажи, ты довольна своими спортивными результатами и тем, чего ты добилась за многие годы тренировок в художественной гимнастике?
Да, я очень довольна и очень благодарна своим тренерам, моей маме, моей бабушке, моему отчиму, всем моим родным.
Ирина Литвинова
Новости на Блoкнoт-Волгодонск